Суббота, 20.04.2024, 05:10

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость



В начало

 

 

         Психологическая и физическая подготовка.

 

 

       Шахматный тренер должен быть педагогом – психологом и иметь серьёзные знания по некоторым медико–биологическим вопросам, т.е. хорошо представлять себе, как игра в шахматы влияет на психику и здоровье человека. Увлечение игрой в шахматы должно приносить пользу, а не оказывать неблагоприятного влияния на состояние здоровья.

       Шахматы, как известно, относятся к спорту, несмотря на то, что эта игра, в отличие от подавляющего большинства видов спорта, не сопряжена с усиленной мышечной деятельностью. Более того, шахматы можно образно назвать гиподинамическим видом спорта, так как в период профессиональной деятельности шахматист проводит значительное время сидя за шахматной доской, т.е. ведёт малоподвижный образ жизни. На эту особенность следует обращать внимание, поскольку в других видах спортивной деятельности, особенно в период проведения соревнования, эмоциональное напряжение, как правило, сочетается с повышенной двигательной активностью. Последнее имеет существенное значение в связи с тем, что двигательная активность защищает организм от неблагоприятного влияния эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую и нервную системы. Шахматы же являются такой формой спортивной деятельности, которая сопровождается большим нервно-эмоциональным напряжением.

       Как же избежать неблагоприятного влияния при систематической игре в шахматы на состояние здоровья? Здесь на первый план выступает физическая подготовка. В физическую подготовку рекомендуется включить утреннюю физзарядку, подвижные спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки, «оздоровительный» бег и др.

       Касаясь важного вопроса нормирования величины нагрузки в шахматах, следует прежде всего придерживаться принципа постепенного её нарастания уже в процессе начального обучения. Игра начинающих шахматистов после их ознакомления с правилами должна быть недолгой, так как значительное напряжение внимания, которое возникает во время игры у таких любителей шахмат, вызывает быстрое утомление. Кроме того, необходимо чередовать теоретическую часть с конкурсами и игрой.

       Шахматы включают в себя элементы науки и искусства. И всё же их вполне обоснованно относят к спорту. Основанием для этого служит то, что конечной целью шахматной игры является достижение победы над соперником. Победить соперника, выиграть партию – вот основная задача, которую ставит перед собой каждый шахматист. А эта задача – спортивная. Из сказанного следует важный вывод – шахматист обязательно должен быть спортсменом и неустанно вырабатывать у себя спортивный характер.

       Спортивная подготовка включает многие элементы. К ним должна быть отнесена физическая подготовка, которая определяет не только состояние здоровья, но и способность выносить длительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Хорошая физическая подготовка способствует развитию некоторых важных спортивных качеств, например, таких, как выносливость – способность долгое время противостоять развитию утомления. Физическая подготовка способствует сохранению во время игры хорошего состояния здоровья, без чего нельзя добиться высоких спортивных результатов.

       Весьма важным элементом, определяющим спортивную форму шахматиста, является психологическая подготовка. Она должна включать в себя решение двух основных задач. Первая заключается в совершенствовании собственных психологических качеств, таких, как эмоциональная устойчивость, способность к длительной концентрации внимания, развитие долговременной, оперативной памяти, высокой внешней и внутренней помехоустойчивости. Вторая – изучение психологии противника, сильных и слабых сторон его личности, разумеется, индивидуальных особенностей его игры.

       Существенное внимание должно  быть уделено работе над повышением внешней и внутренней помехоустойчивости. К внешним помехам следует относить все реально действующие во время игры факторы, мешающие шахматисту сосредоточиться на обдумывании очередного хода и порой выводящие его из нормального состояния, например, такие, как шум в помещении. К этим же типам помех следует отнести и различные формы поведения шахматиста, целенаправленные на создание «помех» противнику во время игры, например, частые исчезновения из турнирного зала, общение с другими участниками соревнования, создающее впечатление обсуждения с ними возникшей позиции, или, наконец, необычное поведение за шахматным столиком (попытка перехватить взгляд, упорное рассматривание лица соперника и т.п.).

        К внутренним помехам следует отнести те помехи, которые связаны с переживаниями либо не имеющими непосредственного отношения к разыгрываемой шахматистом партии (домашние заботы, семейные неурядицы, неприятности на работе и т.п.), либо связанным с неудачной игрой в предшествующих встречах или ранее допущенной ошибкой в разыгрываемой партии.

       Важным вопросом является и профилактика ошибок, возникающих в результате утомления. Утомление у различных шахматистов проявляется неодинаково. У некоторых возникает потеря способности сосредоточиться и  появляются значительные затруднения при расчёте вариантов, некоторые теряют уверенность при выборе хода. У других симптомами утомления являются возникновение апатии, потеря интереса к игре, снижение волевого усилия, необходимого при выборе хода. Многие шахматисты во время игры не ощущают развития утомления – они сохраняют обычное самочувствие и только игра их становится неуверенной, появляются грубые ошибки.

       Между противниками во время игры возникает определённое психологическое взаимодействие. Во многих случаях шахматист тонко ощущает неуверенность и волнение противника. Это особенно остро проявляется в период самого высокого накала борьбы, когда судьба партии решается в считанные минуты, а иногда и секунды, и оба соперника, казалось бы, играют так, что кроме событий, происходящих на доске, их больше ничего не интересует, однако психологическое взаимодействие между играющими отчётливо проявляется. Вот типичный пример.

       Часто встречается ситуация, которая возникает во время игры «блиц». Один из партнёров подставил под бой фигуру, противник не замечает «зевка» и продолжает играть так, как будто бы ничего не случилось. Болельщики, окружившие шахматный столик, не могут удержать эмоций, шумят, смеются, но оба играющих не реагируют на этот шум, они как бы отключены от зрителей. Но стоит при этом подставившему фигуру заметить свою ошибку, отреагировать на это каким-либо образом, незаметным для окружающих, ну, скажем, просто затаить дыхание или бросить взгляд на ту часть доски, где расположена фигура, и в большинстве случаев противник сразу воспринимает изменение психологического состояния партнёра и тут же обнаруживает этот «зевок».

         Каждый шахматист должен найти свои собственные приёмы для повышения помехоустойчивости и исключения ошибок в результате утомления. Юным шахматистам в этом должен помочь тренер.

      

 

Воспитательная роль шахмат.

 

         Воспитательное значение шахмат общепризнанно. Вот что пишет об этом Большая Советская Энциклопедия: «Шахматная игра органически сочетает черты искусства, науки и спорта. Игра в шахматы способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, умению быстро и точно рассчитывать возможные продолжения, воспитанию воли к победе и других моральных качеств».

         Шахматы как вид спорта ценен тем, что это спорт на всю жизнь. Он не имеет возрастных ограничений. Им занимаются и «стар», и «млад». Для его занятий не требуется дорогостоящей экипировки и тренажёрных залов.

         Многие великие и знаменитые люди высказывались о роли и ценности шахмат в жизни. Вот некоторые из высказываний.

         Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное  развлечение. С её помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, так что они становятся привычками, служащими во всех случаях».

         И.В.Гёте: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума».

         В.А.Сухомлинский: «Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность».

         Л.Н.Толстой: «Шахматы - прекрасное развлечение: за игрой мы отдыхаем от работы и забываем о невзгодах».

         В.Севастьянов, космонавт: «Шахматы – эффективное средство подготовки молодёжи к новым современным специальностям, требующим логического мышления, анализа и синтеза, быстроты реакции – таких, как, например, управление автоматическими системами, космическими кораблями, наземными центрами управления полётами».

         Н.Греков, профессор: «Для человека, склонного к рассеянности или к провалам внимания, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания, развивающаяся за шахматной доской, - драгоценное приобретение».

         Бесспорно, одним из главных достоинств шахматной игры является развитие логического мышления. Шахматы учат, что нахождение сильного хода, эффективной комбинации – это не дело слепого случая, а результат последовательного проведения определённых действий, объединённых общим планом. Даже начинающего шахматиста обстоятельства вынуждают прогнозировать замыслы на несколько связанных между собой какой-либо идеей ходов.

         Шахматные успехи обусловлены высокой дисциплиной мышления и требуют устойчивого и интенсивного внимания. Нередко шахматист, добивающийся больших успехов, отличается от соперников не столько более глубоким знанием теории, сколько лучшей способностью к длительной и интенсивной концентрации внимания.

         Несомненно, благотворное влияние шахмат на развитие памяти. Практика шахмат показывает, что успеха добивается тот, кто больше знает и разнообразнее применяет имеющиеся знания в игре. Причём особое значение имеет не механическое, а смысловое, логическое запоминание.

         Необходимо отметить значение шахмат в развитии воображения и прогнозирования. В шахматах любой ход не может быть сделан в расчёте на удачу – должны быть взвешены все «за» и «против» намечаемой операции. Причём излишнее фантазирование, предвзятость, легкомыслие недопустимы. Шахматист должен исходить из реальной обстановки.  Это требование обусловливает реалистичность, практическую целесообразность предвидения у шахматистов.

         Очень актуальны в различных областях жизни ситуации дефицита (цейтнота) времени. Часто он возникает не вследствие объективных обстоятельств, а в результате нерешительности, слабоволия, недостаточной самодисциплины, то есть субъективных причин. Систематические занятия шахматами способствуют развитию решительности в выборе действий, дисциплинируют и убыстряют процесс размышлений, обеспечивают рациональное распределение времени в работе.

         Шахматы – не только здравый смысл, строгая логика. Многие позиции, возникающие в шахматной партии, носят проблемный характер. Выбор плана игры осуществляется в условиях неопределённости, связан с риском и в значительной степени зависит от интуиции шахматиста. Таким образом, шахматная игра является ценным средством развития интуитивного мышления.

         Очень важно, что шахматы воспитывают у человека критическое отношение к самому себе. В силу того, что почти у всех людей в различной степени развит эгоцентризм, человек даже в случаях, когда он делает ошибки, склонен не признавать их или как-то их оправдывать. Игра в шахматы, совершенствование мастерства всегда связаны с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором сделанных во время игры ошибок, с целью их устранения в дальнейшем. Таким образом, шахматы способствуют развитию правдивости, самокритичному отношению к своим поступкам и действиям. Они обращают взор человека на самого себя, показывают жёсткую необходимость признавать и исправлять сделанные ошибки.

         Организованность занятий, аккуратность их посещения для записавшихся в кружок, требовательность к себе со стороны тренера и его педагогическое мастерство имеют непосредственное отношение к воспитательному значению шахматных занятий. Командные соревнования развивают у ребят в шахматном кружке чувства патриотизма, товарищества, взаимной поддержки и дружбы.

         Шахматы являются прекрасным средством для утверждения ребят. Не секрет, что в школьной среде лидерами становятся не отличники, а ребята с более крепкими кулаками. Вначале в шахматном кружке происходит тоже самое, но затем авторитет завоёвывают те, кто лучше играет и постепенно в коллективе они становятся лидерами.

         Примечательно указание В.А.Сухомлинского на особую роль шахмат в начальной школе. Это связано с тем, что уже в начальных классах складывается индивидуальный стиль умственной деятельности, мышление ребёнка готовится к обобщённому отражению информации. А шахматы, в которых постоянно скрещивается абстрактное и конкретное, постепенно переносят центр тяжести от наглядной картины к её внутреннему смысловому содержанию.

         Это подчёркивал и немецкий академик Г.Клаусс: «Особенно полезно начинать обучение с начальных классов. За шахматной игрой дети в ранней стадии своего развития, конечно, неосознанно, приучаются к диалектическому, стратегическому и тактическому методам мышления».

         Ценность шахмат состоит не в приобретении учащимися каких-либо дополнительных знаний в рамках учебной программы, а в развитии способностей учащихся к лучшему усвоению знаний по различным предметам. Шахматы прежде всего развивают не обученность, а обучаемость (то есть готовность, способность к обучению) учащихся.

                            Использованная литература.

 

  1. Н.В.Крогиус. Шахматы – школа творчества и воспитания. Издательство «Знание». Москва. 1981 г.
  2. В.Е.Голенищев. Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов. Издательство «RUSSIAN CHESS HOUSE». Москва. 2011 г.
  3. Я.Г.Рохлин. Юный шахматист. Издательство «Физкультура и спорт». Москва. 1977 г.
  4. Я.Г.Рохлин. Шахматные занятия. Верхне – Волжское книжное издательство. Ярославль. 1977 г.
  5. Я.Б.Эстрин. Теория и практика шахматной игры. Издательство «Высшая школа». Москва. 1984 г.
  6. И.Л.Славин. Учебник – задачник шахмат. Книга 1. Издательство «Правда Севера». Архангельск. 1998 г.