Четверг, 09.05.2024, 11:49

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

МБОУ ДОД «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАДУГА»

 

 

Методическая разработка раздела «Эндшпиль»

дополнительной образовательной программы

«Шахматная азбука от «А» до «Я»

 

Автор:

педагог дополнительного

образования первой

квалификационной категории

Исакичев Юрий Алексеевич

 

 

г. Городец

2013 г.

 

 

     1.Пояснительная записка.

       Эндшпиль является третьей завершающей фазой шахматной партии. Проникновение в тайны эндшпиля открывает удивительный мир гармонии в шахматах.  «Уметь играть конец – уметь играть», - говорил первый русский шахматный мастер Петров. Эндшпиль – это математика шахмат, здесь часто требуется конкретный и точный расчёт. Практикой установлено, что эндшпиль является  «ахиллесовой пятой» большинства любителей шахмат. Высокая техника ведения концов игр обязательна для квалифицированных шахматистов. В значительном большинстве партий борьба заканчивается в эндшпильной фазе. Именно здесь разворачивается борьба за реализацию небольшого перевеса, накопленного предыдущими усилиями.

       В зависимости от того, в какой ситуации партия перешла в эндшпиль, перед игроком стоит одна из трёх задач:

  • Если на его стороне материальный или позиционный перевес, он должен постараться этот  перевес реализовать и добиться победы.
  • Если перевес на стороне противника, нужно стремиться удачной защитой его нейтрализовать и свести партию вничью.
  • Если в миттельшпиле нарушить равновесие не удалось, можно попытаться добиться перевеса именно в этой завершающей фазе шахматной партии.

       Вышеизложенное диктует необходимость изучения окончаний, чтобы грамотно их разыгрывать.

 

  1. Цели и задачи раздела.

 

  1. Дать необходимый объём знаний для умелого разыгрывания эндшпиля, включающий важные теоретические позиции, типичные планы и приёмы борьбы.
  2. Развить логическое мышление обучающегося при  составлении плана игры, анализируя постоянно изменяющуюся позицию.

 

  1. Специфика восприятия и освоения учебного материала обучающимися.

 

       При проведении шахматных занятий необходимо учитывать возраст обучающихся. Семилетний ребёнок, начавший учиться в школе, вполне способен выдерживать небольшие шахматные нагрузки. Занятия в этом возрасте должны проводиться в увлекательной форме и сочетаться с игрой «лёгких» тренировочных партий.

       В 7-летнем возрасте дети ещё не готовы к усвоению абстрактных положений шахматной теории. По данным психофизиологии формирование второй сигнальной системы завершается к 12 – 14 годам и, поэтому, сложные абстрактные понятия усваиваются до этого периода недостаточно глубоко. Так, к примеру, семилетние юные шахматисты не способны понять сущности дебютных схем и построений. При этом, они легко могут запомнить порядок ходов в этих дебютах. Но игра показывает, что стратегической сущности дебюта они не понимают и при первом незнакомом ответе противника делают ходы, противоречащие всей идее дебютного построения. Для 7 – 8 –летних шахматистов характерно прежде всего тяготение к непосредственным угрозам. Многие случайные совпадения и связи воспринимаются как обязательные и закономерные. Отсюда идёт пристрастие к дебютным ловушкам и уверенность в том, что противник в них попадётся. Преувеличивается также значение шаха.

       В 9 – 10-летнем возрасте мышление становится более критичным. Юные шахматисты значительно чаще проверяют правильность замысла противника. В этом возрасте шахматисты уже готовы к простым стратегическим понятиям: центр, открытая линия, последняя горизонталь. Но понимают эти термины весьма упрощенно, лишь в связи с конкретными угрозами. Если есть, к примеру, открытая вертикаль, то считают, что её надо немедленно занимать ладьёй. Поэтому маневренной борьбы в их партиях нет. Игра сводится к осуществлению какой-либо короткой операции.

       По мере увеличения возраста обучающихся они могут переносить большие эмоционально-психологические нагрузки и воспринимать более сложный учебный материал.

       Второй немаловажный фактор, который необходимо учитывать при проведении шахматных занятий, это – индивидуально-психологические особенности в поведении и деятельности обучающихся.

       Холерику, в основе темперамента которого лежит сильный, неуравновешенный тип нервной системы, несмотря на увлечённость занятиями, характерны спады и подъёмы работоспособности с ярко выраженной их цикличностью. Учитывая это, шахматы представляют для него определённые трудности, и требуется качественное обучение и воспитание у него сдержанности, преодоление вспыльчивости и конфликтности.

      У сангвиника очень яркие, но не устойчивые эмоциональные проявления, быстрая смена чувств. Он часто меняет свои увлечения, но может достичь больших успехов, если будет испытывать повышенный интерес. Для сангвиника существует проблема дисциплины на занятиях, ввиду его частого отвлечения. Однако, несмотря на неустойчивость внимания, легко усваивает знания. В связи с завышенной самооценкой для него нужна определённая требовательность со стороны педагога и воспитание настойчивости и терпения.

      У флегматика сильный , уравновешенный, но инертный тип нервной системы. Такой обучающийся не всегда успевает следить за ходом занятий, ему сложно переключать внимание на разные объекты и проблемы шахматной игры. Однако за счёт высокой работоспособности, упорства и настойчивости он может добиться хороших результатов. У него необходимо развивать и тренировать быстроту реакции, активность мыслительных процессов.

       Меланхолик отличается высокой чувствительностью, ранимостью и быстрой утомляемостью. Обучение и воспитание меланхоликов должно быть мягким, тактичным и ободряющим с достаточной похвалой ввиду их низкой самооценки. Для достижения высоких результатов такими обучающимися необходимо повышать и укреплять их мыслительную активность и быстроту реакции.

 

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

1. Знание учебных эндшпильных позиций.

           2. Умение оценивать эндшпильные позиции.

           3. Навыки в составлении стратегических планов на игру.

 

  1. Организация обучения по разделу программы.

 

       При организации обучения важно учитывать дидактико-методический принцип: доступность и систематичность. Материал должен излагаться последовательно, доступно, в определённом логическом порядке, по известному педагогическому принципу – «от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от знакомого к незнакомому». Доступность изложения материала проявляется в учёте индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей обучающихся. Для лучшего и более глубокого усвоения материала необходимо периодически возвращаться к пройденным темам для повторения.

       Теоретические выкладки полезно сочетать с конкретными вопросами по оценке позиций и решением самостоятельных заданий. Это позволяет концентрировать внимание обучающихся на рассматриваемом материале.

       Изучение теоретического материала необходимо закреплять практическим разыгрыванием эндшпильных позиций обучающимися друг с другом. После изучения тематических подразделов должно проводиться тестирование обучающихся.

 

  1. Система знаний и система деятельности.

 

       Система знаний по данному разделу включает в себя знание теоретических учебных позиций по пешечным, легкофигурным, ладейным и ферзевым окончаниям, знание приёмов и схем разыгрывания различных видов окончаний.

       Шахматные знания тесно переплетаются со знаниями математических законов и теорем. Формы мышления математика и шахматиста довольно близки и, не случайно, математические способности нередко сочетаются с шахматными. Шахматная доска, фигуры и сама игра часто используются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач. Примером может служить решение следующей головоломки.

      Можно ли целиком покрыть домино квадрат 8x8, из которого вырезаны противоположные угловые клетки (рис.1)?

      Предполагается, что каждое домино имеет размеры 2x1 и покрывает два соседних поля доски, а каждое поле покрывается одной половинкой домино. Мы могли бы воспользоваться алгебраическими рассуждениями, однако шахматное решение и проще, и изящнее.

 

Рис.1

Рис.2

 

       Окрасим наш урезанный квадрат в чёрно-белый цвет, превратив его в шахматную доску без двух угловых полей (рис.2). При любом покрытии доски каждое домино покрывает одно белое и одно чёрное поле. У нас же чёрных полей на два больше, чем белых (вырезанные поля – белые), и поэтому необходимого покрытия не существует! Из наших рассуждений следует, что какую бы пару одноцветных полей ни вырезать, покрыть домино оставшуюся часть доски не удастся. Как мы видим, раскраска доски не только позволяет шахматисту легче ориентироваться во время игры, но и служит средством решения математических головоломок.

       Однако, между математическими и шахматными понятиями бывает и существенная разница. Так из геометрии известно, что гипотенуза  прямоугольника короче суммы катетов, а в шахматах гипотенуза равна сумме катетов. В позиции 1 король с поля а1 может перейти на поле h1 в 7 ходов по вертикали 1. За такое же количество ходов он перейдёт по маршруту а1 – b2 – c3 – d4 – e4 – f3 – g2 – h1.

 

Поз.1

 

      Система деятельности включает познавательную деятельность по осуществлению мыслительных операций (анализ, дедукция, обобщение) и постановке проблем. Преобразующая деятельность включает действия в ситуации неопределённости, технику выбора, способы поиска путей решения проблем. Общеучебная деятельность включает поиск информации и работу с литературой при подготовке к соревнованиям. Самоорганизующая деятельность включает самостоятельную постановку целей, планирование, самоанализ, самоконтроль и самооценку.

 

  1. Поурочное планирование.

 

       Раздел «Эндшпиль» 6-летней образовательной программы предусматривает 62 часа теоретических занятий, в том числе:

1-й год обучения  –      4 часа,

2-й год                  –      6 часов,

3-й год                  –      13 часов,

4-й год                  –      18 часов,

5-й год                  –      18 часов,

6-й год                  –      3 часа.

Рассматриваются подразделы:

- пешечные окончания,

- легкофигурные окончания,

- ладейные окончания,

- ферзевые окончания,

- окончания с необычным соотношением материала.

       Изучение подразделов проводится попеременно, переходя от более простого материала к более сложному.

 

  1. План проведения занятия.

Тема занятия:    Основные правила и понятия в пешечных окончаниях.

Тип занятия:     Теоретическое изложение материала с практической отработкой при двухсторонней игре.

Цель занятия:    Изучение основополагающих правил и понятий в пешечных окончаниях.

Используемый шахматный инвентарь: Демонстрационная доска с набором магнитных фигур, комплекты шахматных фигур с досками.

 

 

       Ход занятия.

   1-й этап (10 минут). Рассмотрение позиций с проходной изолированной пешкой. Правило квадрата. Разбор позиций:

 

Поз.2

Поз.3

 

   2-й этап (10 минут). Рассмотрение позиций с двумя изолированными проходными пешками. Блуждающий квадрат. Разбор позиций:

 

Поз.4

Поз.5

 

 

   3-й этап (10 минут). Король с пешкой против короля. Понятие оппозиции. Рассмотрение учебных позиций:

 

Поз.6

Поз.7

Поз.8

 

   4-й этап (10 минут). Двухстороннее разыгрывание позиций: король и пешка против короля. Оценка результатов двухсторонних игр между партнёрами.

 

Домашнее задание (5 минут). Как закончатся партии в 2-х следующих позициях:

Поз.9

Поз.10

 

Рекомендуемая литература:

  1. Р.Газизов. Уроки по пешечным окончаниям.
  2. Ю.Авербах. Что надо знать об эндшпиле.
  3. Ю.Авербах. Школа эндшпиля.
  4. Х.-Р.Капабланка. Учебник шахматной игры.

 

  1. Список литературы.

 

  1. И.Л.Славин. Учебник – задачник шахмат. Том 1. Архангельск. 1998 г.
  2. Б.А.Злотник. Шахматы. Наука, опыт, мастерство. Москва. «Высшая школа». 1990 г.
  3. Н.В.Крогиус. Психология шахматного творчества. Москва. «Физкультура и спорт». 1981 г.
  4. Р.Х.Газизов. Уроки по пешечным окончаниям. Казань. 1997 г.
  5. Ю.Л.Авербах. Школа эндшпиля. Москва. «Терра-спорт». 2001 г.
  6. Е.Я.Гик. Шахматы и математика.