Вторник, 30.04.2024, 06:04

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость



Управление образования и молодёжной политики

администрации Городецкого муниципального района.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы «Радуга».

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ

В ШАХМАТНОМ КРУЖКЕ.

 

                                      Автор:

 

заведующий шахматным клубом «Ладья»,

                                      педагог дополнительного образования,

                                                кандидат в мастера спорта по шахматам

                                      Исакичев Юрий Алексеевич

                                

 

Городец

 

2012 г.

 

 

                                      Содержание.


  1. Введение                                                            

  2. Требования к преподавателю                          

  3. Помещение и инвентарь                                   

  4. Цели и задачи обучения                                    

  5. Состав слушателей                                            

  6. Методика обучения                                           

  7. Спортивное мастерство                                     

  8. Психологическая и физическая подготовка    

  9. Воспитательная роль шахмат                            

  10. Использованная литература                              

 

 

Человека, который не знает,

что такое шахматы,

мне жаль ничуть не меньше человека,

не знающего, что такое любовь.

Как в любви, как в музыке,

в шахматах кроется сила,

приносящая людям радость.

                           З.Тарраш   

Ни одной человеческой чёрточки

природа не отшлифовывает –

она только закладывает,

а отшлифовывать нам –

родителям, педагогам, обществу.

                           В.Сухомлинский

 

 

 

                              Введение.

        Настоящие методические рекомендации разработаны в помощь руководителям шахматных кружков, организованных в школах, домах детского творчества, детских клубах по месту жительства.

         Большая часть ранее изданных пособий, методик и рекомендаций по обучению шахматной игре были разработаны в помощь штатным тренерам детско-юношеских спортивных школ и предусматривали подготовку юных шахматистов высокой квалификации.

         В данных методических рекомендациях, используя свой 30-летний опыт работы по обучению школьников шахматной игре, я рассматриваю вопросы организационного плана, воспитательного характера и методику обучения применительно для шахматных кружков в малых городах и посёлках, где нет специализированных детско-юношеских спортивных школ.

 

 

 

                            Требования к преподавателю.

 

         Наиболее важным и определяющим фактором успешной работы шахматного кружка является наличие руководителя способного организовать проведение занятий, включая подбор обучаемых, приобретение необходимого инвентаря и пособий, обустройство помещения и разработку тематического плана занятий.

         Безусловно, в небольших городах и посёлках не найдётся для такой работы преподавателя, закончившего шахматное отделение института физкультуры. Скорее всего руководителем шахматного кружка будет школьный преподаватель, умеющий играть в шахматы на уровне 2-го - 3-го разряда или непрофессиональный педагогический работник, но шахматист, имеющий более высокое шахматное мастерство. Надо иметь в виду, что даже прекрасный педагог не сможет подготовить шахматиста более высокого разряда, чем он сам. В то же время, шахматный мастер не сможет вести занятия в шахматном кружке, если у него нет способностей к преподавательской деятельности и умения общаться с детьми. Вспоминаю такой случай. Директор одной из средних школ попросил вести занятия в шахматном кружке одного из сильнейших шахматистов нашего города. После первого же занятия он удручённый приходит ко мне и рассказывает: «Подготовился, пришёл на занятия. Собралось учеников человек 15. Начал объяснять правила игры, а они шумят и ничего не слушают. У одного упала фигура под стол, он за ней полез, а другой его держит, чтобы из-под стола не вылез. Промучился час, на том занятия и закончились». Больше проводить занятия он не ходил.

        Конечно, идеальный вариант - когда руководитель обладает хорошими педагогическими способностями и высоким шахматным мастерством. Но и этого недостаточно. Он должен быть не только специалистом – преподавателем, но и чутким воспитателем. Не менее важно, чтобы у него было желание заниматься с ребятами не за ту мизерную зарплату, которую он будет получать, а по собственному влечению к этому делу.   

         И, последнее. Необходимо завоевать уважение слушателей. Многое зависит от того, есть ли какие-либо заслуги у руководителя в шахматах. Чем выше он имеет звание в шахматах и активно играет, занимая более высокие места, тем выше его авторитет. Но, и помимо шахмат нужно уметь что-то делать, близкое по духу ребячьим интересам. Все, наверное, помнят телефильм, в котором в класс приходит новый учитель (актёр – Хазанов), а там ученики из рогаток стреляют и слушать ничего не хотят. Когда же новый учитель муху из рогатки убил – порядок был восстановлен. Нечто подобное произошло и со мной. Как-то зимой несколько человек из кружка стали пропускать занятия по четвергам, а в другие дни ходили. Выяснилось, что в этот день работает каток и они уходили кататься на коньках и играть в хоккей. Стал уговаривать их не пропускать занятия, что в хоккей играть и на каток ходить можно в другие дни. Но всё это выглядело как-то неубедительно. Вслух они не говорили, но по их поведению было понятно: «Что ваши шахматы, вот в хоккей бы попробовали сыграть». Ну и пришлось. Благо в молодости достаточно неплохо играл в него, даже амуниция вся сохранилась. Предложил в один из дней собраться всем на хоккейной коробке с коньками и клюшками. Когда же они меня увидели в хоккейных доспехах, да мои щелчки по шайбе и обводку, их изумлению не было предела. После этого конфликт с пропуском занятий был исчерпан.

 

 

 

                            Помещение и инвентарь.

 

         Помещение, в котором будут проводиться занятия, должно быть удобным и хорошо освещённым.

 Столы должны быть простые без подножек и брусков у пола, с горизонтальной крышкой (ученические парты с наклонной крышкой не годятся). У них не должно быть тумб, ящиков, боковых стенок и досок, чтобы удобно было садиться партнёрам друг против друга для игры. На крышке стола должны размещаться одна или две шахматных доски. Лучше всего, если столы будут изготовлены по индивидуальному заказу. С учётом места для шахматных часов и удобного ведения записи партий можно рекомендовать следующие размеры крышек столов:

  • для одной шахматной доски 850 х 700,

  • для двух шахматных досок 1600 х 700.

          Шахматные доски должны быть деревянными размером 400 х 400 с обозначением по краям латинскими буквами вертикалей и арабскими цифрами горизонталей. Фигуры должны быть также деревянными, стандартной формы и размеров для указанных досок.

          Для ведения теоретической части занятий необходима демонстрационная доска с комплектом магнитных фигур. Доска должна висеть на стене с учётом того, чтобы всем обучающимся было хорошо видно расположение фигур на ней. Для занятий с ребятами младших классов желательно иметь возможность подвешивать доску на двух уровнях, с тем, чтобы низкорослые ребята могли самостоятельно расставлять фигуры.

          К необходимому инвентарю относятся также шахматные часы. Количество шахмат и часов должно быть не менее количества обучающихся. Это необходимо для проведения сеансов одновременной игры и матчевых встреч. Для хранения вышеперечисленного инвентаря необходимо иметь шкаф.

         И, последнее, что должно быть для полноценной работы шахматного кружка – это стенд с таблицами проводимых соревнований, фотографиями, планами занятий, положениями о соревнованиях и прочей документацией. Оформление стенда необходимо делать с участием самих слушателей. Тогда они бережнее будут к нему относиться.

 

 

 

                   Цели и задачи обучения.

 

        Прежде чем начать обучение, перед руководителем шахматного кружка вышестоящая организация должна поставить задачу: просто занять ребят, оторвав их от улицы и научив лишь азам шахматной игры, подготовить команду школы для участия в соревнованиях «Белая ладья» или довести обучаемых до определённого уровня мастерства. В том случае, когда такую задачу перед руководителем не ставят, он сам, исходя из своих возможностей, определяет цели и задачи обучения. На основании этого формируется состав обучаемых и составляются планы занятий.

        Необходимо реально подходить к постановке задач. Например, подготовить шахматиста 1- го разряда – довольно трудная задача, а кандидата в мастера – просто невыполнимая в условиях небольшого города или посёлка. Но нельзя ставить целью лишь подготовку шахматистов – разрядников. Не менее важно, чтобы из этих шаловливых ребят выросли порядочные люди. Поэтому работу тренера надо оценивать не только по полученным званиям и завоёванным медалям его учениками, а и по тому - кем они стали во взрослой жизни.

       В своей работе я ставлю целью в течение 7 лет обучения подготовить не менее двух перворазрядников. Исходя из этой цели, будет изложение последующих глав.

 

                            Состав слушателей.

        Для плодотворной работы шахматного кружка очень важно сформировать состав слушателей. Исследования учёных и психологов показали, что обучение шахматам перспективно начинать не ранее 7 - 8-летнего возраста. Набирать группу для обучения желательно из учащихся 2-х – 3-х классов. Это связано с тем, что они уже умеют писать, поэтому им легче будет освоить шахматную нотацию. Кроме этого, мой учебный цикл рассчитан на 7 лет при учебном годе с октября по апрель и 6-ти часовых занятиях в неделю. Как раз к концу этого цикла учащиеся закончат 8 – 9 классов средней школы. Далее они будут готовиться к поступлению в ВУЗы, заниматься на факультативах. Им будет уже некогда регулярно посещать шахматный кружок. Тем более, к этому времени, если привьётся любовь к шахматам, они должны участвовать в турнирах с взрослыми шахматистами.

        В группе должно быть не более 16 человек. При большем числе трудно будет вести индивидуальную подготовку. К концу обучения  по тем или иным причинам часть слушателей отсеется. Это нормальный процесс. В последние годы можно будет больше уделять времени индивидуальной подготовке.

       Каждому тренеру всё же хочется, чтобы его подопечные добились хороших результатов. Поэтому желательно посоветоваться со школьными преподавателями, кого бы они порекомендовали для занятий в шахматном кружке. Обычно, это ученики, которые хорошо занимаются по математике. Хотя, нет правил без исключений. У меня занимался в кружке ученик, который в школе учился очень слабо, но самозабвенно любил шахматы. Голова у него соображала неплохо, но - лентяй. Считаю, что шахматы помогли ему закончить школу, а в последствии он стал сильным перворазрядником.    

 

                            Методика обучения.

       Обучение шахматной игре – это последовательный процесс от азов (название фигур, правила игры, шахматная нотация) до сложных тактических приёмов и стратегических планов.

       Для успешного усвоения материала необходимо внушить обучаемым, что недопустимо пропускать занятия без уважительных причин, так как в дальнейшем придётся догонять ушедших вперёд. Из-за этого может сдерживаться процесс обучения. Помощниками в этом вопросе могут быть родители, с которыми руководитель кружка должен обязательно установить постоянную связь. В первую очередь родителей нужно убедить в полезности занятий шахматами, интересоваться успеваемостью в школе своих подопечных и всегда узнавать о причине пропуска занятий в кружке.

       Слушатели должны на занятия приходить с тетрадью (лучше всего в 48 листов в твёрдом переплёте) и ручкой. В тетрадь записываются названия рассматриваемых тем, домашние задания и турнирные партии. Запись турнирных партий рекомендую делать в тетради, а не на бланках, так как последние часто теряются.

        При обучении детей 7 – 10 лет шахматам необходимо учитывать особенности развития мышления в этом возрасте. Исследования показали, что для 7 – 8-летних характерно оперирование непосредственными угрозами, прямыми нападениями и защитами, а логическая мысль работает плохо. К 9 – 10-летнему возрасту наблюдается заметное развитие абстрактного мышления. В этом возрасте юные шахматисты уже свободно оперируют такими понятиями шахматной стратегии, как «центр», «открытая линия», «седьмая горизонталь», «перевес в развитии» и др. Однако, шахматное мышление развито ещё недостаточно. После оценки позиции их сознание требует немедленного претворения в конкретное. Это выражается в том, что дети, как правило, не умеют вести маневренную игру, а сразу, без достаточной подготовки стремятся к реальному воплощению возникшей идеи, например, немедленно приводят в движение проходную пешку. Поэтому в комбинационной игре обычно не учитываются выжидательные ходы за себя и промежуточные – со стороны партнёра. Нетерпение, неумение и нежелание ждать, стремление при планировании к получению немедленного, конкретного результата проявляется в форсировании событий. Заметно это также и в том, что дети в 9 – 10 лет отдают предпочтение решению задач (заданиям с обусловленным количеством ходов для решения) перед этюдами (где количество ходов не обусловлено).

       Исходя из этого, можно наметить основные требования к методике преподавания. В организации занятий на главное место должен быть поставлен игровой момент.

        Весь цикл обучения строится по принципу: от простого  к сложному.  В то же время темы занятий повторяются, но с каждым разом  в более усложнённом изложении. Таким образом, в основу всей программы занятий положен не линейный, а концентрический метод обучения, позволяющий через определённое время возвращаться к рассмотренным темам, но уже на более углублённой основе и, где необходимо, после предварительного напоминания о ранее пройденном.

       Существует много учебников по шахматной игре различных авторов. Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Поэтому взять один какой-то и вести по нему занятия нельзя. За основу можно взять «Программы подготовки юных шахматистов от 4-го до 1-го разрядов» ( 3 брошюры ). В этих «Программах» изучаемые  темы разбиты по занятиям, но некоторые из них, например, «поля соответствия» рассмотрены недостаточно полно и понятно. Дополнительно можно рекомендовать следующие шахматные учебники: И.Л.Майзелис «Шахматы», Н.И.Журавлёв «Шаг за шагом», Х.-Р.Капабланка «Учебник шахматной игры», Я.Г.Рохлин «Шахматные занятия», В.А.Пожарский «Шахматный учебник» 2 книги, А.И.Нимцович «Моя система», А.А.Котов «Как стать гроссмейстером».

       Следует иметь в виду, что при обучении шахматам прогрессивное значение имеет ознакомление их с историей игры. Изучение истории шахмат позволяет особенно наглядно проследить за развитием основных идей, определяющих стратегию и тактику игры.

       На первом году обучения задания должны быть максимально конкретизированы. Например, вместо встречающихся в учебниках упражнений с заданием: «белые выигрывают» правильнее предложить: «белые выигрывают ферзя в два хода», «белые дают мат в два хода» и т. п. На втором году обучения можно давать задания, сформулированные в обобщённой форме. Знакомство с этюдами можно начинать на третьем году обучения.

       После постепенного ознакомления со сведениями о правилах и целях игры следует изучать тактические приёмы, затем простейшие окончания и элементы стратегии. Что касается дебютной стадии, то ошибочно знакомить всю аудиторию с вариантами различных начал. Это не учитывает вкусов ребят и не способствует развитию самостоятельности. Важнее, ознакомив слушателей с общими принципами, в дальнейшем внимательно присматриваться к становлению индивидуальности каждого ученика и помогать ему по мере продвижения к более высоким разрядам создавать свой дебютный репертуар.

       После первого полугодия занятий  необходимо выучить шахматную нотацию, научить ребят записывать позиции и шахматные партии. Обучение записи слушатели воспринимают неохотно, но это необходимо для изучения дальнейшего материала и анализа ошибок. Конечно, слишком требовательно подходить к этому вопросу нельзя – можно отбить охоту заниматься шахматами.

       Теоретическая часть должна сочетаться с турнирными партиями. Вообще, 2-х часовое занятие строится по следующему графику: проверка домашнего задания – 10 минут, теоретическая часть – 30 минут, разбор сыгранных партий  - 20 минут, турнирные партии – 1 час.

       Периодически необходимо проводить конкурсные занятия по решению задач, нахождению комбинаций или лучшего хода. Для подбора заданий для конкурсных занятий можно рекомендовать следующую литературу: С.Б.Губницкий и др. «Полный курс шахмат» и И.Л.Славин «Учебник – задачник шахмат» в 7 книгах. Конкурсные занятия я практикую двух видов: контрольные со сложными заданиями и тесты с более простыми заданиями.

       На контрольных каждому слушателю выдаются по 4 диаграммы с шахматными позициями, напечатанными на компьютере. У сидящих рядом слушателей позиции не должны повторяться. По этим диаграммам слушатели в течение 1 часа находят решения и записывают их на отдельном листке. После этого все листки сдаются на проверку для оценивания по 5-бальной системе. Второй час отводится для разбора всех контрольных позиций на демонстрационной доске.

       Тестирование происходит несколько по-другому. В течение всего занятия на демонстрационной доске поочерёдно расставляются 10 позиций для решения. Все слушатели одновременно, но каждый – самостоятельно, в течение 7 – 10 минут находят решение расставленной на демонстрационной доске позиции, записывают его в свою тетрадь и показывают руководителю для оценки по одно или 2-х бальной системе. Затем эта позиция разбирается и расставляется следующая. После проведения конкурсного занятия, определяется общая сумма баллов, полученных каждым слушателем.

        К теоретической части занятия руководитель в обязательном порядке должен подготовиться дома. Необходимо сосредоточить внимание слушателей на рассматриваемой теме. При хорошем контакте ученика и тренера устойчивого внимания легче добиться.

        Разбирая какую-либо партию или позицию, руководитель должен разыгрывать её на демонстрационной доске по памяти, лишь изредка заглядывая в учебник. Во время разбора необходимо несколько раз останавливаться, предлагая слушателям найти лучший ход или продолжение.

        Наиболее важные моменты желательно выделять голосом.  Очень точно и образно выразил значение и силу слова педагога В.А.Сухомлинский: «Моя власть над ребёнком – это способность ребёнка реагировать на моё слово, которое может быть тёплым и нежным, ласковым и тревожным, строгим и требовательным, но всегда оно должно быть правдивым и доброжелательным». Даже вовремя сказанная шутка, вызвавшая смех детей, весёлая атмосфера на занятиях не ослабляют внимания, а снимают некоторое напряжение и скованность.

        Нельзя забывать, что ребёнку трудно быть всё время дисциплинированным, организуя свою деятельность. Но спортивная заинтересованность  в занятиях и турнирной игре существенно облегчают задачу тренера.

        При чтении теоретической части необходимо ориентироваться на ведущих, активных слушателей, подтягивая к ним отстающих и не задерживаясь подолгу на объяснении того, что должно быть хорошо известно ведущим шахматистам. С другой стороны, не следует далеко забегать вперёд и излагать темы, понимание которых ещё недоступно аудитории. В конце теоретической части необходимо записать домашнее задание по рассматриваемой теме. Обычно, это одна – две позиции с заданием найти лучшее продолжение.

        Важная часть занятия – это разбор на демонстрационной доске партий, сыгранных слушателями по их записи. Известно, что молодой шахматист не очень охотно показывает запись своих неудачных поединков, а старается, ожидая похвалы, продемонстрировать хорошо выигранную партию. Конечно, нет ничего предосудительного в том, что ученик получает творческое удовлетворение от победы. Но не следует чересчур обольщаться ею, надо понимать, что поражения, как бы ни были они чувствительны, позволяют выявить ошибки и, следовательно, помогают бороться с недостатками. Лучшее обучение – это обучение на своих ошибках. Все партии разобрать будет невозможно, но как минимум одну партию каждого слушателя в течение месяца нужно разбирать.

       Наиболее привлекательна для слушателей последняя часть занятия – турнирные партии. С восторгом они участвуют в жеребьёвке и затем в турнире по круговой системе, где можно выполнить норму разряда. Каждый участник турнира в течение занятия играет со своим партнёром одну партию с контролем времени 30 минут на всю партию каждому. Партии должны играться по Правилам ФИДЕ без каких-либо исключений. Когда на занятии присутствует нечётное число слушателей, руководитель может во время турнира заняться с незадействованным участником разбором ранее сыгранных им партий, при этом не забывая наблюдать за партиями остальных подопечных, чтобы после их окончания обратить внимание на сделанные ошибки.

        С самого начала ребят необходимо приучать к серьёзной игре. Партнёры должны уважительно относиться друг к другу, независимо от того, как протекает игра или как она закончилась. Партия всегда должна начинаться рукопожатием и при любом исходе кончаться тем же. Проигравший после партии должен поздравить победителя, пожав ему руку.

       Нельзя мешать партнёру и своим соседям во время турнира. Недопустимы подсказки. Во время игры необходимо соблюдать тишину и порядок. Нельзя трогать поля шахматной доски, стараясь при обдумывании облегчить себе расчёт ходов. Подтрунивание над партнёром, высмеивание или обсуждение его ходов, даже ошибочных, хвастовство и тому подобные поступки не должны иметь место в шахматах. Некрасиво поступают и те шахматисты, которые, проиграв партию, раздражённым тоном стараются доказать, что проиграли они случайно, что они должны были выиграть и т.п. Неэтично поведение тех шахматистов, которые, проиграв несколько партий, остальные встречи играют спустя рукава или даже выбывают из турнира.

 Первые два года обучения не рекомендуется играть блиц. Он приводит к поверхностной оценке позиции, развивает торопливость и способствует «зевкам».

        Отличившихся в турнирах, конкурсах и других мероприятиях ребят необходимо поощрять. Для поощрения годятся любые призы: значки, тетради, карандаши, ручки, шахматные брошюры и журналы. Для юных шахматистов ценность призов заключается не в их стоимости, а в самом поощрении. Нельзя скупиться на похвалу, если она заслуженна, хотя и здесь нужно знать меру.

 

 

 

                   Спортивное мастерство.

 

        Рост спортивного мастерства ученика зависит от его способностей, его трудолюбия, мастерства тренера и условий, в которых куётся мастерство.

 В соответствии с классификационными нормами, играя только в своём шахматном кружке, невозможно выполнить  даже норму 3-го спортивного разряда по шахматам. В шахматах не присваиваются разряды за занятое место, как это делается в боксе или борьбе, а необходимо набрать определённое количество очков в турнире, при этом сыграв не менее 9 партий. Прежде чем получить первый разряд, шахматист должен сначала выполнить четвёртый, затем третий, второй и только потом первый. К примеру, в турнире играют 12 второразрядников. Чтобы выполнить норму 1-го разряда необходимо набрать 8,5 очков из 11. Как бы не были они все прекрасно подготовлены, 1-й разряд реально смогут выполнить всего лишь двое, в лучшем случае – трое. Причём играть они будут как минимум 11 дней. Если же на старт выйдут 12 прекрасно подготовленных лыжников, даже не имеющих до этого никакого разряда, повезёт с погодой, удачно подберут смазку, то все 12 имеют реальную возможность выполнить 1-ый разряд в течение одного дня.

       Поэтому, в условиях небольшого города или посёлка, где мало или совсем нет других групп и кружков с юными шахматистами более высокого мастерства, необходимо ребят включать в турниры с взрослыми шахматистами. Однако, это можно делать не ранее 3-го года обучения, так как шахматная борьба связана с огромным напряжением нервной системы, и раннее участие в соревнованиях (до 10 лет) может неблагоприятно сказаться на ещё развивающейся и впечатлительной натуре ребят. Важно, чтобы уровень игры взрослых шахматистов был немного выше уровня учеников. После такого турнира у ребят будет ощутимый скачок в мастерстве. Если же юные шахматисты будут играть в турнирах с соперниками намного сильнее себя и получат одни «баранки», они могут «перегореть» и отбить у себя охоту к шахматам.

       Во время турниров тренер должен внимательно следить за психологическим состоянием учеников. У кого-то после проигрышей будут сильные переживания и слёзы. Таких учеников необходимо успокоить и поддержать, объяснив причину поражения. Найдутся и те, кто после поражения будут улыбаться и говорить: «подумаешь, не корову проиграл». Таких учеников необходимо настроить на более серьёзное и ответственное отношение к турнирным партиям.

       Чтобы шахматист выполнил норму 2-го разряда, не говоря уж о первом, он должен немало времени уделить домашней подготовке. У него должна быть определённая дебютная подготовка. В выборе дебютов юному шахматисту, как уже говорилось выше, должен помочь тренер, исходя из наклонностей и характера ученика. Изучать же дебюты шахматист должен сам, используя дебютные справочники и, у кого есть возможность, компьютерные программы. Однако, увлекаться заучиванием дебютных вариантов не рекомендуется. Нужно понять суть дебюта, его цель и стремится к удобным и знакомым для себя позициям. Каждую сыгранную партию, особенно проигранную, шахматист должен в спокойной домашней обстановке проанализировать, найти свои ошибки и неточности.

Продолжение